Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля,

Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона?

Разумеется, талант и известность,

но их объединяет не только это.

Все они заикались.

22 октября в мире отмечается Международный день заикающихся людей (International Stuttering Awareness Day). Идея этого праздника родилась при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей (International Stuttering Association, ISA), основанной в 1995 году и позиционирующей себя как «рупор всех заикающихся людей на международном уровне».

Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

В разных странах мира процент заикающихся неодинаков и зависит от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов - 5,7 %, у немцев — 2%, у русских — 1,2%. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить. В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Любые нарушения речи, в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

Причины

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Советы при заикании от логопеда

Родители часто жалуются, что их малыши, только начав говорить, стали заикаться в 2-3 года. В этом возрасте срыв речи ребенка чаще всего вызван увеличением нагрузки на центральную нервную систему. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи.

Что может вызвать заикание у ребенка:

  • ребенок испытал психологическую травму (кратковременную или продолжительную), пережил сильный испуг;
  • ребенок часто и долго болеет (соматическая ослабленность);
  • малыш подражает речи заикающегося.

Заикание называют первичным, если с момента появления первых признаков прошло не более двух месяцев. Если запинки сохраняются свыше двух месяцев, возникают вторичные явления (вегетативные реакции): в момент речи малыш краснеет, начинает потеть. Ребенок меняется внешне: движения его становятся скованными, нарушается координация, появляются лицевые тики. Но еще более серьезные изменения претерпевает характер – ребенок становится замкнутым или слишком капризным, у него появляется страх речи.

Если Вы заметили, что Ваш малыш заикается, незамедлительно обратитесь к специалистам. Наибольший успех достигается, когда лечение проводят в первые месяцы после возникновения речевого нарушения.

  • В первую очередь следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду.
  • Невропатолог назначит медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов.
  • Ваша главная задача – создать для малыша спокойную домашнюю обстановку. Не включайте телевизор в присутствии ребенка. Игры на компьютере лучше отложить на время.
  • В этот период малыш должен больше спать. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на запинках. Ни в коем случае не ругайте и не поправляйте малыша.
  • Предложите ребенку говорить шепотом. Следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а речь – плавной.
  • Придумывайте новые способы общения с малышом. Это могут быть жесты, и даже рисование картинок.
  • Играйте с ребенком в спокойные игры, займитесь конструированием и лепкой.
  • Следуйте рекомендациям специалиста, у которого Вы консультируетесь.

Как избежать детских проблем с речью?

Логопеды советуют:

  1. развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  2. разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
  3. каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  4. чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  5. говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  6. выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  7. не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  8. использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  9. при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

Занимаемся с малышом

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения.

Сказка о Веселом Язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний, язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Па-пя-па.

Ди-ди-ды… и т.п.

Мама мыла Милу мылом.

(Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные)

Бо-по-бо.

Ту-ду-ду.

Почка-бочка.

Год-кот.

Дочка-точка-дочка.

(Проверяется способность различать звонкие и глухие согласны)

Со-шо-со.

Ща-ча-ща.

Мишка-миска.

Крыса-крыша-крыса.

(Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные)

Ра-ла.

Лу-ру-лу.

Рожки-ложки.

Лак-рак-лак.

(Проверяется способность различать звуки р и л)

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.

Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения, которым Вы сами можете его научить. Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Если – же Вам сложно справиться самостоятельно, то нарушения звукопроизношений Вам помогут исправить наши логопеды.